?

Log in

No account? Create an account
гимнастика

charaunitsa


Рождение Звезды

Универсальная женская гимнастика


Previous Entry Share Next Entry
Про домашнее обучение. Часть3
m_a_r_y_l_a wrote in charaunitsa
http://gimnastika-zvezda.com/forum/index.php?topic=659.msg6888#new - первые части

Итак, социализация.

Почему-то, когда речь заходит о том, что, оказывается, совершенно необязательно ходить в школу, то один из первых вопросов, тревожащих волнующиеся родительские души: а как ребенок будет социализироваться?

Правда, особенно часто, это вопрос волнует тех, у кого вовсе нет детей)).

Давайте поразмышляем о том, что же такое социализация? Чего хотят родители от ребенка, когда хотят, чтобы он социализировался?

Думаю, тут может быть много версий.

Версия первая. Где ребенку брать друзей, если не в школе?

Открою вам маленькое свое наблюдение. У детей может и вовсе не быть друзей. Я лично знаю детей, которые учатся в школе, и у которых нет друзей. И напротив, можно не учиться в школе и иметь друзей. Далее, друзьями могут быть не только сверстники, а также и старшие дети, либо и вовсе взрослые.

Кто-то задал мне вопрос: а где ваши дети общаются со сверстниками? Ответ: а откуда родом аксиома, что дети должны общаться со сверстниками? По сути есть два заведения, где отношения выстроены по году рождения: школа и армия. Даже в спорте борются по весу, а не по возрасту))))). Но почему-то мамам важно, чтобы именно ребенок общался с другими детьми того же года рождения. Мне неважно, мои и не общаются со "сверстниками".


Мои вообще живут достаточно замкнутой системой. Когда живут со мной. Но они также много времени проводят с отцами и бабушками, там у них как-то иначе выстраиваются отношения. Мои дети вообще практически с рождения оказываются постоянно в разных системах, в которых им приходится выстраивать отношения. С другими детьми, с огромным количеством взрослых. В разных городах и странах.

Я не знаю, как будет у вашего ребенка. Я плохо могу представить как это, когда в семье один ребенок. Чем он живет, чем занимается? Одну вот девочку знаю, она в 6 классе перешла на ДО. Ее родители, также как и я, носятся по разным городам и странам, и девочка гоняет с ними. Не знаю, что там у нее с друзьями-детьми, но ребенок общительный, на контакт идет легко.

К вопросу об общительности. Таська у нас еще маленькая, про нее рано говорить. Но вот Андрей и Кристина вполне отличаются по степени общительности. Хотя живут оба со мной, условия жизни одинаковые. Но такими родились, так и живут - разными. Андрей в новой компании может очень долго сидеть в углу и к детям не идти. Кристина же наоборот легко завязывает контакты, все у нее подружки и друзья, в новом месте она сразу встает и идет куда приспичило, в отличие от Андрея, который идет за мной, хотя и старше Кристины. И вот какие из этого можно делать выводы? Я считаю, никаких. Дети разные, у них разные исходные данные, разные задачи, разные судьбы. Почему их надо непременно социализировать в коллективе одногодок - мне непонятно)). И я не знаю, что отвечать на вопрос: как вы социализируете детей? Никак.

Вторая версия. Мир большой, в нем много разного, школа - это мини-мир, надо обязательно ходить в школу, чтобы пройти жизненную закалку.

Мне эта версия похожа на расхожее суждение о том, что если мужчина в армии не был, то он не мужик. Ибо только в армии мужчины становятся настоящими мужчинами.

И первое и второе мне абсурд. Кому-то может чистая монета, а мне абсурд.

Если школа и мини-мир, то это очень ограниченный мир. Это, безусловно, начальная версия для будущего офисного работника. Офис действительно чем-то напоминает школу: есть разного уровня начальники, есть подчиненные, есть подсиживание и борьба за место (оценки), есть подхалимство и тд. Очень много общего. И так как большинство современных родителей в каких-то таких офисах и работает, то им, родителям, кажется, что к такому варианту и надо готовить детишек. Причем с детства.

Но как обнаружить связь между миром школы и жизнью, например, художника? Поэта? Фрилансера любой профессии? Мамы или домохозяйки? Понятно, что мир большой и в нем много разного, но, во-первых, совершенно не факт, что это все разнообразие можно обнаружить в школе, а во-вторых,  не факт, что опыт, полученный в общении в школе каким-то образом дальше пригодится в жизни.

Версия третья. Суть версия вторая, только в учерненной форме. В мире есть зло. Если ребенок будет сидеть дома и не ходить в школу, то как он с этим злом столкнется? А если не столкнется, то он вырастет и столкнется и не будет знать, как взаимодействовать.

Я искренне считаю, что мы живем каждый в своем мире. В моем мире зла нет))). Есть всякие задач, которые надо решать. И даже иногда пробивать лбом. Но зла беспричинного нет. Есть причины и следствия. И если что-то меня не радует, то я разбираюсь с причиной. А не учусь взаимодействовать со злом.

Я считаю, что сначала человек должен вырасти. В детстве в неокрепшую душу сначала надо заложить основы, стержень. И затем, когда человек уже подрос, и в глубине сформировалась личность, можно начинать открыто взаимодействовать с миром. Если в 3-4-5-6-7-8-9 лет человек учится взаимодействовать на подхалимстве, ябедничестве, выясняя кто лучше, сильнее, быстрее и тп, то он и всю жизнь будет жить, измеряя жизнь этими категориями.

Если же в детстве человек общается с любящими и справедливыми взрослыми, а детские конфликты разрешаются при посредстве все тех же справедливых взрослых, то вот эта картина мира впитывается. Человек чувствует себя защищенным, и уверенным в том, что, если он плохо поступит, то следствие дурного поступка неминуемо его настигнет, а если плохо поступят с ним, то справедливость также восторжествует. И для этого не надо вынашивать план мести, и придумывать как отыграться.

При этом может возникнуть впечатление, что я занимаюсь разруливанием конфликтов своих детей. Нет, я вообще редко занимаюсь своими детьми)). Но они точно знают, что я - это высшая инстанция, решаю кто прав и кто виноват я, как должны вести себя старшие дети по отношению к младшим и так далее. И если таки дело доходит до вовлечения в конфликт меня, то получают все)). Поэтому они предпочитают разруливать сами)).

Другое дело, если оказываются вовлеченными чужие дети. Тогда я действую по обстановке, в зависимости от других родителей. Но обычно приходится вмешиваться, конечно).

По моему твердому убеждению, ребенок должен чувствовать защиту родителей. И по моему же убеждению, оставаясь в классе один на один с огромным количеством пресловутых сверстников, ребенок не может чувствовать эту защиту, по крайней мере, в начальных классах. Если девочку зовут жиртрестом во втором классе, то это маловероятно приведет к закалке ее характера, и сильно вероятно приведет к комплексам. Даже если в 19 лет она будет стройной девушкой. И так далее. И в большинстве случаев, родители даже не будут об этом знать, к сожалению. Просто потому что ребенок, которому приходится ходить в класс, где его обзывают жиртрестом, не сможет рассказать об этом родителям. Ребенку кажется, что мир устроен так: надо ходить  надо терпеть. Особенно, если он сызмальства поставлен в условиях, что надо делать  то, чего не хочешь. Тогда ко второму классу это уже парадигма: мы все должны делать то, чего не хотим и терпеть, если обзываются. Так устроен мир.

Вот и вся социализация)).

Вроде все сказала, что хотела. Остались ли вопросы?)



  • 1
я хорошо знакома изнутри только с устройством школ бСССР. но если у школы основная функция - приём и хранение детей, удерживание их в стенах столько-то времени в день, то неважно, в какой она стране находится. если в школе всерьёз организуют деятельность детей (и учебную, и неучебную), и хотя бы в общих чертах продумывают развитие КАЖДОГО ребёнка, при этом идут за его интересами и потребностями - уже можно о чём-то разговаривать. вот, правда, в условиях массовой школы (больше 10 человек в классе) это практически нереально.

  • 1